Мне необыкновенно повезло: я прожил три очень разные жизни. Первую – в Советском Союзе. В молодости я успешно встроился в доминировавшую модель: изучал политэкономию, был отличником, комсомольским лидером, а затем и коммунистом. Я принял правила игры и пытался модернизировать старую систему, поскольку понимал, как она работает, в чем её слабые стороны, что в ней нужно менять. Можно сравнить это с проведением ремонта в старом доме.
Вторая жизнь пришлась на период распада СССР. Я и мои партнёры оказались в ситуации стартапа, который приходилось запускать на обломках рухнувшей империи. К счастью, у нас были ориентиры: передовые мировые практики. Эту жизнь можно сравнить со строительством нового жилища, но по готовым чертежам, которые адаптировались под местные условия.
Моя третья, сегодняшняя, жизнь протекает в ситуации идеального шторма. Никто не может предложить готового решения сложных глобальных и локальных проблем. Сейчас нам необходимо не просто возвести новое здание, но самим изобрести его конструкцию, разработать проектную документацию, план работ и т. д.
В поисках наиболее продуктивного способа действий в настоящем я изучаю прошлое, всматриваясь в будущее. Для построения новой системы в каком-то смысле я уже эмигрировал в будущее и работаю в нём, стараясь изменить нынешнюю ситуацию через призму своего видения будущего. В этом принципиальное отличие такого подхода от привычных методов, направленных на постепенное улучшение существующих экономических, социальных, правовых условий.