Тигран
Хзмалян 

Тигран Хзмалян 
Сопредседатель, Европейская партия Армении 

Армянская ловушка 
(Несколько наблюдений по поводу книги «На перекрёстке») 
Предмет исследования, а также формат обсуждения привёл к ряду выводов, которыми хотелось бы поделиться с авторами и читателями.

Начну с последних. Одной из древнейших проблем литературы – всё равно, религиозной ли, исторической, научной или развлекательной – является выбор читателя: последователя, исследователя или заказчика. Особенность комментируемого текста в том, что он в лице своих авторов (а в их число, в силу открытости формата, включаются и читатели, и комментаторы) одновременно является и материалом, и потенциальным создателем дискурса, и заказчиком, и искомым исполнителем поставленной задачи. При этом необходимо проявить интеллектуальное мужество для преодоления ложной политкорректности и прямо назвать целевую аудиторию данного текста – это армянская национальная элита: нечто, существующее пока лишь по кантовскому определению как «вещь в себе», которой предназначено, необходимо и все ещё предстоит стать «вещью для других», то есть исполнить своё предназначение и стать собою. Повторю наблюдение, высказанное при обсуждении текста 6 июля 2019 года в Матенадаране: представляется совершенно закономерным, что оба основателя данного проекта Рубен Варданян и Нубар Афеян являются видными представителями иностранных элит (причём именно из двух сверхдержав – России и США), которые приняли экзистенциальное решение трансформироваться в носителей и генераторов новой и подлинной армянской элиты. В данном контексте излишне напоминать, что возглавлявшие Армению в последние четверть века (как и в предыдущие три четверти) политические, экономические, военные и интеллектуальные деятели национальной элитой по большей мере не являлись, более того – они предпринимали значительные усилия для деформации и ликвидации механизмов позитивного общественного отбора подлинной национальной элиты. (Позволю себе в скобках привести собственное неакадемическое определение описываемого социального института как группы людей, чьи личные интересы и амбиции совпадают с государственными, а не подменяют их, как это произошло в Армении). 

Причина столь прискорбного явления также не является государственной тайной – она в том, что властная прослойка была и в большой степени все ещё остаётся продуктом и носителем идеологии колониальной зависимости Армении от России в её царской, советской или нынешней инкарнации. Соответственно, враждебность и нетерпимость этой старой «колониальной элиты» к проявлениям и нуждам подлинно национальной идеологии (политическим, военным, экономическим, языковым) и её естественного носителя – армянской государственности – была и остаётся неизбежным следствием её пассивного конформизма, активного коллаборационизма, а также сопутствующего им инстинкта самозащиты и механизма самосохранения за счёт уничтожения и/или вытеснения истинной национальной элиты. Понятно, что возникновению последней в наибольшей степени способствуют военно-политические кризисы метрополии – неслучайно обе попытки восстановления армянской независимой государственности в 1917 и 1991 гг. были следствием распада сначала Российской империи, потом СССР. Нет никаких оснований сомневаться, что и третья попытка воссоздания суверенной Армении будет связана с нынешним ослаблением и международной изоляцией путинской России. Поэтому особенно важны и ценны усилия отдельных представителей национальной элиты (тем более, что они подчёркивают свой статус не ABB, Armenian by birth – «армянин по рождению», a ABC, Armenian by choice – «армянин по выбору») выработать национальную программу спасения, найти пути развития и сохранения государственности страны заранее, до наступления критической ситуации распада, как это происходило в предыдущих случаях.  

И здесь, после вынужденных отступлений, перейдём к тезису «армянской ловушки», от которой хотелось бы предостеречь уважаемых коллег и единомышленников. В данном контексте мы называем столь неблагозвучным термином периодически повторяющееся в нашей истории взаимное отчуждение нации от её элиты и трудности их консолидации, что не является, конечно, исключительно армянским явлением, однако в нашем случае носит крайне драматичный характер с трагическими последствиями. Попробуем обьяснить своё видение причин этого явления. Как это нередко бывает, недостатки оказываются продолжением достоинств, доведённых до крайности. Так, признанными характеристиками армянского этноса искони была его высокая адаптивность к окружающей социально-политической среде и склонность к модернизации – культурно-экономическим инновационным реформам. 

В своих крайних проявлениях эти особенности, как известно, оборачивались массовой ассимиляцией в чужой среде и высокой степенью внутреннего расслоения армянского общества по имущественным, конфессиональным, партийным и другим различиям. В принципе, и это отнюдь не является «армянским эксклюзивом», но если сравнить наш случай с исторически и географически близкими и знакомыми примерами: евреями и грузинами, то именно кризис национальной элиты может объяснить тот феномен, который мы условно назвали «армянской ловушкой». Подобно евреям и в отличие от грузин, армяне сравнительно рано вышли из феодализма и, путём опережающей урбанизации значительной части этноса, перешли к буржуазному этапу национального существования в условиях утраты собственной государственности. При этом армянами были достигнуты выдающиеся успехи в адаптационном развитии национальных диаспор и укоренении торгово-ремесленных общин и промышленно-финансового капитала в Константинополе и Москве, Тифлисе и Баку, Калькутте и Джульфе, Тавризе и Исфахане. «Ловушка» была поставлена в Средние века и захлопнулась в начале ХХ века, в период глобального кризиса и распада империй, мировой войны и геноцида. Почему же адаптивные достоинства и крупные экономические успехи армянских общин и отдельных индивидов не были защищены и не сопровождались политическими и социальными механизмами самосохранения нации в среде, неожиданно ставшей враждебной? Ответ суров и прост: причина в слабости или отсутствии единственного действенного орудия самозащиты – армянской национальной элиты, которая либо переходила на сторону метрополии и завоевателей, либо не находила в себе сил для организации сопротивления. В обоих случаях мы имеем дело с трагическим несоответствием политической, экономической, военной, религиозной, интеллектуальной элиты её социальному предназначению и духовной миссии – быть лидером, ориентиром, критерием и защитником нации в условиях кризисов и катастроф. 

Вновь обратимся к сравнению с грузинским и еврейским опытом, ибо на их примерах можно проследить становление двух успешных моделей создания и функционирования национальных элит. Наши соседи с севера использовали неожиданно возникшее преимущество наличия сохранившейся провинциальной квазиаристократии – казавшийся анахроничным пережитком феодализма институт собственности мелких землевладельцев – удельных князей и сельских помещиков. В возникшем вакууме распада Российской империи именно эта прослойка образованных аристократов с ярко выраженной сословной психологией и чувством наследственной преемственности стала основой воссоздания грузинской государственности. В менее опереточной форме тот же механизм ответственности элиты за судьбу страны включился и в конце ХХ века, при распаде СССР. Укоренённость грузинской элиты на своей земле, нередко подкреплённая и признаваемым правом собственности, продолжает быть важным антикризисным потенциалом и на нынешнем этапе развития Грузии. 

Совершенно иным представляется механизм существования еврейской элиты вплоть до создания государства Израиль и даже сейчас. Вероятно, главной движущей силой этого процесса следует признать социальный институт раввината. Гибкая сетевая структура духовных авторитетов нации, объединённая мощной традицией конфессиональной обособленности, ощущением избранности и мессианской направленностью создала совершенно уникальную структуру национальной элиты, пронизывающей абсолютно все слои еврейского общества: финансово-промышленную, научно-литературную, ремесленные и сельскохозяйственные общины. Раввины имели доступ и влияние практически на все сословные круги еврейства и благодаря этой внутриэтнической солидарности, а также в силу катастрофического опыта Холокоста, отрезавшего все прочие возможности выживания, после Второй Мировой войны именно национальная элита, мобилизованная религиозными учителями-раввинами, стала сильнейшей стороной и гарантом существования государства Израиль. 

Итак, в случае Грузии мы видим пример воссоздания государственности усилиями и авторитетом элиты, формализованной отчасти в виде анахронического феодального сословия. Примечательный опыт, знакомый миру на примере послевоенной Японии. 

В случае Израиля мы находим другой образец создания государства по проекту национальной элиты, актуализированной духовным авторитетом раввинов и народным энтузиазмом. 

Во всех перечисленных примерах элита начинала с принципиального отказа от преимуществ и льгот комфортного конформизма бывших метрополий ради политической независимости национального государства. Именно личный пример и общественное служение лидеров делали элиту моральным авторитетом и образцом для нации. Однако во всех случаях элиты создавались путём перехода духовных, военных, интеллектуальных или экономических лидеров общества в поле политического сопротивления колониальной метрополии. Именно этот необходимый и неизбежный выбор должна сделать сейчас армянская элита, обязанная выйти из привычной матрицы старых имперских соблазнов и привилегий и пройти сквозь пустыню тревог и угроз к обетованной земле национальной независимости. Этот путь показали авторы книги и проекта, выдающиеся представители российской и американской деловых элит Нунэ Алекян, Рубен Варданян и Нубар Афеян. Остаётся, чтоб и сами они и их сторонники в деловых, политических и интеллектуальных элитах прошли этим намеченным путём. Другого пути нет, всё прочее – лукавство, ложь или иллюзии, которые мы назвали «армянской ловушкой».  

В случае Армении выход – это путь разрыва с имперской Россией, выход из евразийских военно-экономических пут и вхождение в систему европейской безопасности и экономику интеграции, в ЕС и НАТО. Европейская партия Армении – наше политическое предложение для национальной элиты, выбор пути в семью цивилизованных стран. Пути Армении в Европу. Выбор Армении, стоящей сейчас на перекрёстке или перепутье – именно так, двояко можно перевести название этой книги. 

letter

Приглашаем к диалогу

Ваше имя
Ваша фамилия
Ваш E-mail
Мы будем рады получить Ваши отзывы и предложения
Спасибо, Ваше сообщение отправлено!
Читать {bookname}
Пожалуйста, заполните поля ниже, чтобы перейти к чтению
Ваше имя
Ваша фамилия
Ваш E-mail
Ваши данные уже есть у нас!
Скачать

Спасибо, что заполнили форму регистрации!

Для подтверждения адреса электронной почты вам была направлена ссылка. Пожалуйста, перейдите по ней, чтобы авторизоваться на сайте и скачать запрошенный документ.