Я типичный представитель «советских армян». Мой папа родился в Грузии, мама в Рязани. Несмотря на то что я появился на свет и вырос в Ярославле, вокруг меня не было ни одного армянина-сверстника, а в детстве я даже ни разу не был в Армении, почему-то всегда считал себя армянином. Это, как мне кажется, подтверждает теорию о генетической связи и в рукописи «На перекрестке» справедливо отнесено к потенциальным возможностям для нации.
Однако я никогда не испытывал потребности в воссоединении. Это я считаю еще одним направлением, которое стоит развивать: экспансия культуры, веры, языка в основные места концентрации армян-переселенцев не силами энтузиастов, а как часть государственной политики.
Для меня было очень интересно и познавательно ознакомиться с главами исторического анализа. Возможно, для людей более погруженных содержащиеся в них факты и не станут чем-то новым, но я для себя узнал многое. Очень хорошо изложено, не всегда структурированно, но однозначно полезно. Возможно, эту часть даже стоит отдельно опубликовать для таких, как я.
Теперь пару слов о само́й предлагаемой стратегии. «На перекрестке» – очень хороший труд, с понятной аналитикой и выкладками, качественным сравнением с мировыми аналогами. Но, как мне кажется, описанная в нем стратегия имеет мало шансов на реализацию по причине отсутствия конкретного плана действий, точно так же как это было с предыдущей работой «Армения-2020». Отдельные удачные примеры проектов, реализованных в Армении, вряд ли могут стать драйверами развития. Системный подход нуждается либо в четкой очередности шагов на государственном уровне, либо в сильном лидере, который будет этот подход продвигать.
Вопросы, заданные в конце рукописи, представляют не меньший интерес, чем сама стратегия, но ключевым, пожалуй, является вопрос о том, как привлечь нацию к обсуждению всех поставленных перед ней вопросов? Нахождение ответов, на мой взгляд, также может стать одним из действенных объединяющих инструментов.