Я с большим интересом прочел и даже перечитал начальные главы рукописи, излагающие взгляды авторов на динамику жизнедеятельности армянства до конца XIX и в XX веке. На мой взгляд, исключительно ценно будет донести эту информацию до молодого поколения и Армении, и диаспоры, стоящего перед вызовами глобализации и возможностями сохранения национальной идентичности.
Преимуществом текста является то, что он, несмотря на рассмотрение далекого и относительно близкого прошлого, не страдает нарративностью – преобладает попытка осмысления подступов к современным проблемам армянства посредством междисциплинарности и системности.
В третьей главе авторы сумели убедительно обосновать реальность угроз, действительно стоящих перед армянским народом: депопуляция Армении; потеря национальной государственности; исчезновение нашего народа в результате ассимиляции.
Причиной всему этому представлена экстрактивность модели устройства власти и отсутствие программ по продвижению инклюзивно-институционального переустройства государства и общества в целом, базирующегося на системном распространении реальной демократии. Исключительно важны положения о том, что при пролонгации экстрактивности институтов власти под любыми знаменами страна останется объектом международной политики, лишенным оснований для взаиморазвития национального государства и диаспоры.
Лучшим примером, на мой взгляд, здесь служит эффективная динамическая система взаиморазвития государства Израиль на земле Сиона и диаспоры в масштабе мирового еврейства, о которых я могу судить по результатам моих шести командировок в Израиль. В этой связи важно учитывать специфику устройства кнессета Израиля как скрупулезно модифицированной модели главного плода британской Славной революции – парламента, – тщательно адаптированную к стратегическим интересам инклюзивного развития и безопасности государства Израиль и общества в целом.
Хорошей подкрепляющей иллюстрацией неэффективности смены власти при сохранении экстрактивной природы ее модели служит шварцевский сюжет о герое, преобразившемся в дракона, которого он победил. Мудрость притчи и принципиальная важность вашего заключения – в победе дракона в себе.
На мой взгляд, целесообразно в тексте обратиться к реальной оценке программной нацеленности заявленного транзита власти в Армении с точки зрения гарантированности преодоления воспроизводства экстрактивности власти и исключения манипулятивного использования сетевой мобилизации народных масс для навязывания им модифицированной экстрактивности новых властей.
Подытоживая, скажу, что это замечательный труд, ориентирующий лучших сынов и дочерей армянства на профессионально ответственное осмысление будущего нашего народа с уточнением стратегии инклюзивного управления армянскими государством и обществом, разработки программно-целевых якорных проектов, сплачивающих армянский народ во всем его диаспорально-субэтническом, геостратическом и экономико-сетевом разнообразии для прорывного развития и безопасности в условиях жестоких вызовов и замечательных возможностей, предоставляемых современностью нашему национальнoму государству и диаспоре.