Рукопись «На перекрёстке» Рубена Варданяна, Нунэ Алекян и их партнёра Нубара Афеяна – результат беспокойства и поисков его разрешения. Беспокойство происходит от боли, а боль вызвана негативностью нынешнего положения вещей в Армении и неопределённостью будущего. Настоящее сложно изменить, поскольку оно становится прошлым уже через секунду. Менять нужно будущее.
Кажется, авторы твёрдо верят в принцип «учиться на уроках прошлого». Это правильный подход, если прошлое, в данном случае история, а в частности армянская история, изучена без эмоций и хвастовства, предметно и с научным анализом.
Треть книги посвящена истории армян и Армении до 1991 года, что может показаться немного странным для книги, нацеленной на будущее, но ясно показывает уверенность авторов в том, что нельзя планировать будущее, не проанализировав прошлого. А прошлое состоит из побед и поражений, у которых есть внутренние – внутриармянские – и внешние – международные причины. Следовательно, по мнению авторов, в этом прошлом следует искать не только уроки, но и фундамент для строительства будущего. Анализируя многовековую историю, авторы выделяют те периоды, которые уже стали поворотными в нашей истории. Более того, авторы попытались рассмотреть коллективное поведение нашего народа в тех или иных решающих ситуациях, чтобы проанализировать его и вынести уроки. Таких уроков много, но я отмечу два.
Урок первый: гибкость армян, умение защитить свои интересы в условиях столкновения интересов крупнейших сил ради сохранения собственной идентичности. История свидетельствует об этой истине. Не знаю, пользовались ли наши предки этим навыком осознанно или стихийно (как бы сказали в Армении, по инерции), что значило бы, что эта гибкость – наш врождённый талант. Теперь же, когда мы находимся в точке столкновения интересов (на сей раз это не война, а экономические, политические интересы, конкуренция навыков и наук), насколько мы сохранили нашу гибкость сохранять свою идентичность в навязанных нам условиях?
Урок второй: рассматривая различные этапы эмиграции, начиная с XI до XX вв., авторы делают полезные комментарии и выводы. Что и говорить, эмиграция давно разрушает демографическую картину Армении, и это происходит до сих пор. Изучив разные этапы эмиграции и действия эмигрантов, которые снова и снова проявляли прежние навыки сохранения идентичности, авторы пришли к идее сетевой нации, которая в условиях отсутствия государственности является своеобразной моделью государства. Авторы верят, что эта идея может работать и сегодня, при должном изучении.
Исследуя настоящее, авторы придают большое значение созданию независимой государственности как залога долгой жизни нации, не забывая о церкви, культуре и образовании. Авторы выделяют причины основных проблем современности, и в числе других подробно останавливаются на двух: коррупционный строй в стране (они используют термин «экстрактивный»), который не только разрушает, но и расщепляет очень важную систему – принцип инклюзивности, когда гражданин или представитель нации может принимать активное и решающее участие и высказываться в государственных и национальных учреждениях. Авторы считают, что вышеупомянутые взаимосвязанные ситуации служат основной или самой важной причиной наших нынешних недостатков, которые могут привести к расколу в обществе, способному вызвать серьёзные угрозы для будущего как государственности, так и общества и национальных институтов и систем, таких как церковь, культура, язык, школа…
Будущее: Насколько точно возможно предсказать будущее? Многое не зависит от нас и связано с мировыми событиями. Однако и нам многое нужно сделать. Авторы уверены, что в условиях роста Диаспоры необходимо обеспечить участие всех армян в развитии Родины. Это будет возможно, если Армения станет единственным или важнейшим центром большой национальной сети, откуда исходят и куда ведут все пути, и будет восприниматься именно так в Диаспоре.
У авторов есть ответы, свои представления о будущем их Родины. В книге поднимается также множество вопросов – прямо или косвенно. В любом случае, она не написана как назидание или обязательный план действий. Наоборот, веря в предложенный в книге принцип инклюзивности, авторы сделали свой труд достоянием общественности еще до публикации, выставив ее на общественное обсуждение, что является весьма похвальным и достойным подражания подходом.