Общие наблюдения
Для многих из нас Сингапур стал землёй обетованной, ведь под руководством Ли Куан Ю и его семьи там удалось построить современное государство с потрясающей инфраструктурой. Сингапуру, этой маленькой, не обладающей природными ресурсами стране, пришлось пройти через колонизацию и оккупацию. Это единственная известная мне страна, где есть два министерства, заведующих образованием, что со всей ясностью показывает важность этого направления для правительства. Сингапур разработал учебную программу по формированию характера для начальных и средних школ, и, безусловно, стоит проанализировать, насколько этот подход применим в Армении.
Другая земля обетованная, кроме настоящей, Израиля, – безусловно, Руанда. Все три страны: Армения, Израиль и Руанда – живут в посттравматических условиях после геноцида. Интересно наблюдать, как эти относительно небольшие страны, особенно Руанда, преуспевают. Это настоящее чудо. Удивительно видеть, что уже построено. Поль Кагаме похож с Ли Куан Ю: автократичный лидер, и страна строго контролируется, чтобы не подвергать опасности более масштабный план по преодолению гуманитарной катастрофы, уменьшать разрыв между бывшими врагами, работать над их примирением и укреплять связи между выжившими и, в то же время, быть в состоянии развивать национальную идентичность. Если вы ищете ориентиры в построении нации, Руанда, безусловно, послужит источником вдохновения.
Какова текущая ситуация?
Армения уникальная страна. За границей проживает больше армян, чем в самой стране, и людям диаспоры очень сложно сохранить национальную и культурную идентичность. Армяне, которые остаются на родине, испытывают большое искушение уехать, потому что жизненные перспективы кажутся более привлекательными за пределами страны. В Армении внутриполитические проблемы, которые необходимо взять под контроль, велика проблема коррупции, страна находится в геополитически сложном положении, рядом с ней расположены Иран, Россия, Грузия, Турция и Азербайджан. Армения занимает 121е место среди 156 стран мира по уровню счастья и 107е среди 180 по индексу восприятия коррупции. Средний доход 24 доллара в день свидетельствует об экономических трудностях, с которыми сталкиваются большинство армян.
Четыре основные проблемы Армении сегодня:
— Нехватка культурных, духовных, исторических и национальных связей, особенно среди молодёжи
— Утечка мозгов молодых специалистов и отсутствие стимулов для возвращения на родину
— Языковой геноцид – язык находится под угрозой исчезновения
— Политическая нестабильность в изменчивой геополитической обстановке
Я перечислил комплексные предпосылки, и понадобится приложить большие усилия, чтобы построить глобальную нацию, сохранить язык, обеспечить мирное сосуществование с соседними государствами и стать желанным местом для жизни тех, кто хочет сюда переехать откуда-либо или же попросту вернуться.
Армения уникальна, поскольку ей удалось вопреки вековому давлению выжить и остаться важным субъектом международных процессов. У неё гордый народ, очень сплочённый и с высокой самооценкой, стойкий, национальный и интернациональный одновременно. Хорошо известная социологическая теория объясняет, что внешнее давление усиливает внутренние связи. Прочная связь прослеживается, но в нынешних условиях глобализации существует опасность её разрыва.
Некоторые предложения
Учитесь у прошлого, чтобы достичь будущего
Джордж Сантаяна мудро отмечает: «Кто не помнит своего прошлого, обречён повторить его вновь». Геноцид отпечатался в думах и душах армян. Психологически трудно справиться с принадлежностью к нации жертв. Обидно, что лишь меньшинство государств-членов ООН официально признаёт геноцид армян. Турция, будучи его главным исполнителем, до сих пор отрицает свою ответственность и не приносит официальных извинений.
Важно сохранять живую память. Проекты, которые рассказывают о геноциде, значимы для преодоления коллективной травмы и как возможность услышать голос каждого, кто был убит тогда. А убит был примерно один миллион армян. Из этого следует задача: собрать один миллион голосов – для каждого убитого. Добиться этого в плане коммуникационных усилий можно работой в социальных сетях, что привлечёт в первую очередь молодое поколение. Модель немецких камней преткновения (Stolpersteine) в память о еврейских жертвах Холокоста может быть переосмыслена и переработана с применением современных технологий. Во всех местах, где жили армяне, можно установить датчики, и через приложение заинтересованный человек сможет узнать больше о человеке, который там обитал. Процесс примирения с прошлым происходит не только в мемориалах. Это происходит и там, где произошли преступления. Мобилизация памяти имеет первостепенное значение для идентичности армян, и необходимо найти привлекательные пути к ней, особенно для молодёжи.
Опыт геноцида и сила армян, которые пострадали, но несмотря на это остались миролюбивой нацией, может стать одним из аспектов бренда нации. Армения относительно нейтральна в политике и может стать центром миротворчества и примирения. Ей предопределено играть эту роль в регионе. Можно создать, к примеру, центр миротворчества наподобие Нансеновского центра мира и диалога в Норвегии. Особое внимание следует уделить урегулированию турецко-армянских отношений: люди из обеих стран должны работать рука об руку над моделями поддержания мира и сосуществования. Тут приходят на ум слова Жан-Поля Сампуту, пережившего геноцид в Руанде: «Прощание – для тебя, а не для обидчика».
Выстраивание бренда
Армяне – глобальная нация. И это сильный бренд. Бренд предполагает определённые ценности, которые нужно выработать. Необходимо провести широкое фундаментальное исследование, чтобы узнать, в частности, у молодых армян в диаспоре, что на самом деле значит «Армения». По крайней мере 500 000 голосов должны быть услышаны, чтобы создать движение по созданию бренда страны. Это научный процесс.
Глобальный – Местный
Армяне, как и евреи, разбросаны по всему миру. В результате они имеют доступ к широкому спектру ресурсов и знаний в качестве инсайдеров в принявших их странах. Такие возможности могут быть задействованы во имя будущего Армении. Вопрос, на который нужно дать ответ: как быть уверенным, что поток информации, знаний и навыков сможет создать интеллектуальный капитал и на родине?