Прежде всего хотел бы выразить глубокую благодарность за само начинание. Спасибо за приглашение прочитать документ, большое спасибо за повод поразмышлять, изучить, обсудить, проанализировать и записать идеи, которые, несомненно, будут иметь длительное воздействие на нашу коллективную историю. Но самое большое спасибо за то, что вы не остановились на этапе разработки концепции, а подаёте пример и сами поступаете так, как проповедуете.
Хотел бы начать с того, что я верный сторонник подходов, предложенных в этом документе. Согласен на 100%, что нам нужно попробовать сделать всё по-другому. Достаточно ли этого будет, чтобы направить наш коллективный корабль в светлое будущее, я не знаю, но я точно знаю, что статус-кво нового направления точно не задаст.
Вот некоторые мысли, которые посетили меня во время чтения.
1. Как армянин, родившийся и выросший в диаспоре, я не нашёл себя ни в одной из категорий, описанных в первых главах, где речь идёт об «опорах национальной идентичности». Я бы сказал, что это наблюдение вероятней всего свидетельствует в пользу ещё большей неоднородности диаспоры, чем многие из нас себе представляют.
2. Мне было бы любопытно узнать, считают ли авторы, что недавние перемены в управлении Арменией (2018 год) повлияют на какие-либо их идеи или подходы? Если да, то в какой степени? По мнению авторов, меняют ли эти события прогноз для Армении?
3. Авторы об этом не говорят, я же считаю важным для успешной реализации широкое распространение мыслительного процесса и подходов, инициированных проектом «На перекрёстке». Думаю, для того чтобы эти подходы сработали, нам нужно достичь «критической массы» людей, которые в эти подходы верят и готовы внести свой вклад. Текущий документ тщательно и подробно прописан, но вряд ли многие его прочтут. Мне кажется, все те же мысли должны быть адаптированы для разных аудиторий в Армении и диаспоре. Полагаю, что для распространения этих идей по миру потребуется что-то вроде информационной кампании.
4. То, что мне, пожалуй, больше всего не понравилась в этом труде – разделение между собственными подходами и работой государственных структур. Я уверен: чтобы подходы сработали, нужно добиться более широкого вовлечения, сотрудничества и содействия со стороны государственных структур, которые в дальнейшем будут служить основой для развития. Нам нужны улучшения в системе образования в Армении. Развивающиеся центры, использующие передовой опыт, такие как Славянский университет и UWC Dilijan, безусловно служат примерами и задают более высокую планку в образовании в масштабах всей Армении. Но их работа вряд ли приведёт к радикальным улучшениям всей образовательной системы, если не предпринять активные действия внутри самой системы. Возможно, эта проблема менее актуальна в туризме, банковском деле, сельском хозяйстве и более актуальна в таких социальных секторах, как образование и здравоохранение, где в конечном счёте большинство услуг населению неизбежно будет оказано именно государством. И, несомненно, нам нужно образованное и здоровое население, которое станет основой всеобъемлющего развития.
В рукописи встречается следующий пассаж: «Государство, в отличие от бизнеса, не является институтом, создающим добавленную стоимость». Действительно ли это так? В конечном счёте, разве не государство предоставляет гарантии гражданам и народу, которые затем позволяют всем нам развиваться и инвестировать в Армению? Разве не государство вакцинирует детей, чтобы те дожили до взрослого возраста, работали и участвовали в проектах вроде описанных в рукописи? Разве не государство даёт детям образование? Разве это не добавленная стоимость? Разве бизнес не полагается на человеческие ресурсы и потребительскую базу, находящиеся под защитой государства? Способны ли мы, негосударственные субъекты, когда-либо заменить все эти функции государства? Если нет, разве нам не нужно, чтобы государство их исправно выполняло – и выполняло хорошо, особенно учитывая тот факт, что мы очень маленькая нация?
Ещё раз поздравляю с выходом этой замечательной работы. С нетерпением жду дальнейших обсуждений и более широкого распространения изложенных мыслей.