Джон
Гаятт

Джон Гаятт
Член Совета управляющих, United World College Dilijan

Я сильно впечатлён масштабностью, глубиной и последовательностью этой работы: проводящийся в ней анализ и прогноз являются одновременно тревожными и обнадёживающими. Спасибо, что позволили мне прочитать и высказать мнение об этом программном документе. 

Разрешите указать на те части текста, которые вызвали наибольший интерес... и в некоторых случаях несогласие; а также на части, вызвавшие вопросы, на которые я хотел бы получить ответы. 

В основном я согласен с ключевым тезисом о том, что Армении следует найти средства на модернизацию своих институтов, развитие инклюзивности, укрепление связей с диаспорой, привлечение обратно лучших умов и дарований и создание предпринимательской экосистемы, что поможет превратить страну в региональный хаб. 

Я обратил внимание, что подробно описанная в вашей работе модель развития взята из книги Аджемоглу и Робинсона «Почему народы терпят неудачу». Она даёт возможность использовать отточенный научный инструментарий для разграничения между экстрактивными (грабительскими и эксплуататорскими) и инклюзивными (институционально прозрачными и подотчётными) государствами – это по очевидным причинам актуально для Армении. Но подход Аджемоглу и Робинсона находится в центре дебатов и не является общепринятым – на это, как мне кажется, следует обратить внимание. 

Глава 1

Исторический экскурс чрезвычайно полезен.

Некоторые мои наблюдения:

Страница 19. Почему армяне «не связывали своих устремлений и чаяний с возвращением на историческую родину»? Это утверждение кажется небесспорным для диаспоры.

Страница 50. Вторая формула для развитого существования нации заключается в том, что Армения должна стать «незаменимым элементом регионального баланса, уникальным посредником, в котором были бы заинтересованы соседние державы-антагонисты, то есть отчасти сохраняющим функции буферной Армении». Хотя я охотно допускаю, что в VIII и IX вв. н. э. балансирование между Византийской империей и Арабским халифатом позволило получить некоторую степень независимости, нынешняя конфигурация выглядит не такой многообещающей.

Страница 54: «…опиравшейся на прививаемое в семьях почитание образованности». Значительно ли большее, чем среди других народов? Если да, то по каким причинам? Я думаю, что это справедливое суждение, но что именно в армянской истории привело к такому положению дел?

Мне кажется совершенно правильным общий вывод главы о том, что армяне всегда проявляли исключительные навыки в качестве посредников и авторов конструктивного компромисса. Идея установления сетевого взаимодействия, красной нитью проходящая сквозь всю рукопись, может быть проиллюстрирована на примерах инноваций, в настоящем или прошлом распространявшихся по всей армянской диаспоре. Так, первая газета, изданная на армянском языке, «Аздарар», вышла в Мадрасе в 1794 году… и вскоре после этого была скопирована в других местах проживания диаспоры. (Я часто бываю в Ченнае/Мадрасе, и память об армянском присутствии здесь крепка: Армянская улица, Армянский мост, армянская церковь).

Глава 2

Здесь мне нечего комментировать, поскольку согласен со всеми основными выводами.

Глава 3

Страница 85. В сингапурском сценарии говорится о новой транспортной сети, которая со временем поможет преодолеть региональную вражду и напряжённость. Из сопроводительного письма к рукописи становится ясно, что межгосударственные вопросы вы предлагаете рассматривать особо. Но вплоть до их урегулирования вероятность создания транспортной оси восток – запад вдобавок к имеющейся оси север – юг (Грузия – Иран) крайне маловероятна.

Страница 87. Сравнительные данные по Грузии и Армении тревожат, но не удивляют. В недавнем разговоре с руководителем одной крупной британской компании мне сообщили, что их инвестиционные планы сосредоточены на Грузии, а не Армении, в основном из-за проблем с коррупцией.

Страница 89. Существенно ли ухудшилось качество и доступность школ и медицинских учреждений с 1991 года? Существует известная дилемма поддержания стандартов при ограниченных ресурсах, но сравнительная статистика из Индии показывает, что там, где местные штаты много тратят на здравоохранение и образование, как, например, в Тамилнаде и Керале, производительность и экономический рост одни из самых высоких на субконтиненте. Жан Дрез и Амартия Сен в своей книге «Неопределённая слава: Индия и её противоречия» (Allen Lane, 2013) предполагают, что связь между производительностью и социальным благосостоянием является двусторонней. Эта книга важна, поскольку ликвидация квазисоциалистической централизованной экономической модели «лицензиевластия» (license Raj) в 1990-х годах имеет параллели с тем, что произошло в СНГ. 

Страница 91. Является ли концепция созидательного разрушения Шумпетера полностью совместимой с инклюзивными институтами, предложенными Аджемоглу и Робинсоном? Прорывных инноваций боятся не только элиты экстрактивных институтов, но и работники отмирающих отраслей. Таким образом, может случиться так, что трансформация будет направлена не только против сопротивления элиты, но и против более широкой части населения. Следовательно, для пытающихся пройти ускоренную модернизацию стран существует значительный риск сопротивления со стороны народа. Так, Сацумское восстание в Японии 1877 года – яркий пример из страны, форсировавшей сверхбыстрые экономические преобразования без инклюзивности. Обратная реакция на ЕС в виде Брекзита в значительной мере держится на людях, пострадавших в годы модернизации Тэтчер/Блэра, которые винят в своих неудачах чуждую им богатую элиту. И движение жёлтых жилетов во Франции, безусловно, – бунт против попыток Макрона ускорить созидательное разрушение французской экономики. И последнее: Армения и другие страны СНГ пережили так много несозидательных разрушений после 1991 года, что интересно, насколько устойчивыми они окажутся перед лицом ещё больших разрушений?

Страница 99. Проблема коррупции. Почему и как Грузия смогла справиться с коррупцией, а Армения, по-видимому, нет? В Индексе восприятия коррупции Грузия значительно опережает Армению и явно из года в год улучшает позиции, в то время как в последние несколько лет Армения двигалась в обратном направлении. У вышеупомянутых Дреза и Сен есть интересная глава об ответственности и коррупции. Среди мер, принятых правительством Индии, был закон «О праве на информацию» 2005 года: «Один из самых сильных в мире... он привёл к довольно радикальным изменениям в плане формирования культуры прозрачности в общественной жизни и пресечения злоупотреблений государственной власти». Излишне говорить, что коррупция остаётся явлением универсальным... хотя и частично контролируемым.

Страницы 109/113. «Говоря о многочисленных внешних рисках, следует назвать вероятность полномасштабной войны с Азербайджаном…»; «дискуссия о целесообразности „сделки“ по Арцаху...». Для постороннего человека какое-либо решение вопроса кажется необходимым, чтобы оправдались надежды на то, что Армения станет региональным хабом. На странице 180 высказаны справедливые замечания по поводу использования всех возможных неправительственных учреждений для установления контактов (например, с турецкими группами в изгнании). 

Глава 4
Страница 120. Хорошее обоснование в работе получила идея о новых технологиях как палке о двух концах (одновременное увеличение как потенциала авторитарного государственного контроля в стиле Китая, так и прозрачности). Я не уверен, почему считается, что результат обязательно будет положительным – такая вероятность есть. Так, южные индийские штаты, например Карнатака, цифровизировали и сделали госуправление гораздо более прозрачным и подотчётным. Но, напротив, паноптические методы, применяемые Пекином в Синьцзяне, так же как и сбор данных и манипуляции с выборами, практикуемые Cambridge Analytics в Великобритании, предполагают более мрачное развитие событий.

Страница 129. Я согласен с большей частью наблюдений о проблемах глобального образования, в частности об опасностях узкой специализации. Однако кроме применения более целостного подхода нам необходимо определить, что именно мы подразумеваем под «качественным образованием». По данным ОЭСР, Сингапур показал лучшие результаты наряду с Японией и Финляндией, в этом же списке обычно также Шанхай. Но я бы поставил под сомнение, достаточно ли хорошо тесты PISA определяют быстроту реакции, оригинальность и нестандартность мышления, свойственные настоящим новаторам?

Глава 5
Есть два абзаца, имеющих особое значение: последний абзац на странице 187 «Инклюзивная экосистема» и первый на странице 198. В обоих подчёркивается безотлагательность институциональных преобразований. Человеку со стороны невозможно не согласиться с приводимыми доводами, но эти строки также поднимают вопрос: каково нынешнее состояние армянских институтов? Армения унаследовала централизованную вертикальную систему управления от советских времён... и вопрос, который стоит задать, такой же точно, как и для организации любого уровня: «Как это выглядит снизу вверх?». Как обычные мужчины и женщины в Армении взаимодействуют с правительством и властью? Что из себя представляют чиновники, с которыми им приходится общаться? Насколько хорошо они обучены и эффективны? 

Также было бы полезно узнать, как осуществляется приём сотрудников во все ветви государственной службы. Есть ли, как в Индии, значительное кумовство и семейственность на общегосударственном и местном уровне? Опять же, сравнение с Индией целесообразно: какими бы ни были ограничения местной администрации, система госуправления Индии, унаследованная с британских времён, имеет высочайшее качество и несёт главную ответственность за обеспечение того, чтобы страна оставалась «функционирующей анархией» – именно этой фразой нередко характеризуют Индию. Стажёры набираются посредством сложных экзаменов и отборочных комиссий и обязуются выполнять функции «администраторов-учеников» в отдалённых частях страны, чтобы понять реалии управления на уровне простых людей. 

Какую ответственность и власть имеют местные органы власти, будь то сельские, муниципальные или областные? Вообще говоря, люди имеют дело главным образом с полицией и налоговыми органами, а также с педагогами и медицинскими работниками. Встраивание Армении в развитый международный порядок безусловно должно основываться на том, чтобы действия в первую очередь именно вышеперечисленных специалистов стали эффективными, прозрачными и неподкупными. 

Насколько развито гражданское общество в Армении? В России до, во время и после советских времён государство относилось к автономным ассоциациям граждан с подозрением. Полагаю, это справедливо и в отношении Армении? В книге Майкла Бёрли «The Best of Times, The Worst of Times: A History of Now» (MacMillan 2017) сопоставляются Саудовская Аравия и Иран. В то время как в первой гражданское общество практически отсутствует, гораздо более богатая традиция в Иране парадоксально объясняет периодические вспышки народного недовольства, ответные репрессии и, в конечном счёте, основания для (возможного) оптимизма в долгосрочной перспективе. В Чешской Республике быстрое возрождение действующих институтов в 90-х годах обусловлено прочными традициями гражданского общества, восходящими к Австро-Венгерской империи и периоду между двумя Мировыми войнами. Таким образом, активное продвижение независимых ассоциаций граждан и инициатив является важной задачей.

letter

Приглашаем к диалогу

Ваше имя
Ваша фамилия
Ваш E-mail
Мы будем рады получить Ваши отзывы и предложения
Спасибо, Ваше сообщение отправлено!
Читать {bookname}
Пожалуйста, заполните поля ниже, чтобы перейти к чтению
Ваше имя
Ваша фамилия
Ваш E-mail
Ваши данные уже есть у нас!
Скачать

Спасибо, что заполнили форму регистрации!

Для подтверждения адреса электронной почты вам была направлена ссылка. Пожалуйста, перейдите по ней, чтобы авторизоваться на сайте и скачать запрошенный документ.