Подготовленная стратегия «Армения – 2041» на ближайшие 20 лет представляется очень интересной и разумной. Мне видится, что для успешной реализации данной стратегии нужно четко опираться на два положения, упомянутых в документе.
Первое положение носит во многом идеологический характер. Оно касается настоятельной необходимости переформатировать национальную стратегию и решительно уйти от довлеющего образа народа-жертвы. Данное изменение сознания отнюдь не предполагает какого-либо забвения трагедии народа, произошедшей более ста лет назад или отказа от законных требований по признанию геноцида. Но фокусирование на ментальных травмах, постоянная обращенность в свое трагичное прошлое не способствует тому, чтобы мы сумели встроиться в новый цифровой и инновационный глобальный мир. Сегодняшний мир очень прагматичен и менее сентиментален. Он любит успешных! Фиксация внимания мирового сообщества на наших достижениях и успехах делает нас привлекательными во всех аспектах.
Второе положение, тесно связанное с первым, имеет геополитический характер. Армения, очевидно, является небольшой и изолированной страной, которая не может в ближайшее время надеяться на добрососедские отношения практически ни с кем из соседей. Отсутствие в стране значимых природных ресурсов лишь усугубляет эту ситуацию. Мы являемся «островом»! И эта «островная» философия должна отложиться в сознании: нам неоткуда ждать помощи, и все наши надежды связаны с внутренними ресурсами. Это означает, что человеческий капитал должен стать основой развития страны. Что, в свою очередь, предполагает первостепенное внимание к развитию человеческих ресурсов – то есть развитию образования!
Данные положения в той или иной степени отражены в представленном документе. Однако, мне представляется, что требуется эффективная оптимизация учебного процесса и контента, с одной стороны, и широкое использование научных и образовательных возможностей диаспоры посредством современных цифровых образовательных технологий, с другой.